hohkeppel: (Default)
[personal profile] hohkeppel
Сегодня мне непреодолимо захотелось пораскрывать государственные тайны и украдкой, хотя и максимально публично, вздохнуть о былом. Нет-нет, не пугайтесь, не о том былом, что немыслимым образом и навсегда склеилось у меня с граблями. Былое на сей раз нейтральное, ностальгически-познавательное, по теме "вот моя деревня". Поэтому под катом то, о чем рассказывать было когда-то нельзя – я даже давала расписку о неразглашении. Надеюсь, срок ее годности давно истек, ибо 27 лет – период вполне увесистый.

Итак, былое. В этом разделе своей нескончаемой мемуаристики я ограничусь общими, хотя и субъективными, сведениями, а также архивными фотодокументами. Архив мой, довольно беспорядочный.

Самая достопримечательная достопримечательность моего родного безымянного городка – конечно же, памятник дедушке Ленину на Самой Главной площади имени его же. Дедушка стоит задом к горисполкому, который теперь называется наверняка как-то иначе, а передом и рукой указывает приблизительно в сторону реки Томь, так удачно отгороженной от нашей тайной цивилизации колючей проволокой по периметру.
lenin_square3

В наше время все всё обо всем знают, берлинские и прочие стены рухнули, занавесы железные проржавели и осыпались на голову старушке-Европе и прочим государствам, википедия нагло вошла в каждый дом, и даже айфон номер пять уже существует в природе и продаже - а контрольно-пропускные пункты и колючая проволока все никак не уходят в небытие, где бы я их очень хотела видеть.

Тут, по традиции - дом родной, зеленый, пока без мемориальной доски.
my_house

Город долго не мог определиться с названием. Родилась я в Томске-7, в свидетельстве о рождении записано – Томск, прописка до совсем недавнего времени была в Северске (проспект, между прочим, все еще Коммунистический), а жила я «на почтовом» - и это все о нем, о ЗАТО. За что меня родители там родили, я не знаю, но факт остается фактом – темнить и умалчивать меня учили с детства, хотя и безуспешно, как видим.
«Знай, что говоришь, и не говори, что знаешь!» - часто повторял папа, когда-то сильно ушибленный игрой в шпионов и разведчиков. Видимо, поэтому я и выбрала профессию переводчика.

Но - о городе.

Его планировка проста и пламенна, как речь вождя с броневика – проспект Коммунистический пролегает одной прямой кишкой через весь город, параллельно и тоже очень прямо идет улица, естественно, Ленина, ограниченная уже упоминавшейся колючей проволокой, а с другой стороны и тоже параллельно – еще какие-то не менее прямые улицы, чьи названия я успела забыть. Хотя город почти наверняка разросся и приобрел более округлые очертания, в моей памяти он остался именно таким – прямые углы, прямые улицы и ветер в прямоелицо.

Дом Культуры имени Островского, школа имени Павлика Морозова, кинотеатры «Мир», «Комета» и «Россия», музыкальная школа имени Чайковского П.И. и, конечно, театры музкомедии и кукол, как я могла забыть. Да, еще Дом ПионЭров. Помимо Коммунистического проспекта, который, говорят, в незапамятные времена его строительства силами зэков был-таки проспектом Сталина, помню еще улицу Крупской, Свердлова, Первомайскую, Парковую и загадочный Южный проезд. Еще Больничный городок и больницу «на Чекисте», а также почему-то 22-й квартал.

Жители близлежащего областного центра, где работала и продолжает работать моя мама, и где когда-то училась и работала я, креативно именовали мой город «пятым почтовым», и до начала перестроечных годов были твердо убеждены в том, что сразу за колючей проволокой – райские кущи и вообще другой климат. А также в том, что все «почтовские» - снобы, жлобы и фарцовщики, если кто помнит такую профессию. «На почтовом» продавалась колбаса «докторская» и приторный, но нежно любимый горожанами торт «Полет», выдавались продуктовые заказы в странных заведениях под названием «стол заказов» и внезапно «выбрасывались» гэдээровские сапоги и венгерский трикотаж, а также ондатровые шапки. Да, я динозавр, и я помню.

Попасть в почтовский рай можно было только обладателям прописки и пропуска, и, если у тебя не было личного легкового автомобиля – у меня вот, к примеру, не было - то добро пожаловать на остановку автобуса «номер сорок» - единственного на ту пору маршрута, доставлявшего счастливых жителей «почтового» к месту работы-учебы и обратно в рай.

Я еще застала те интересные времена, когда автобус останавливался и на выезде – пропуска сдавались на хранение солдатикам, и на въезде – кто не успел, тот опоздал и ждет следующего автобуса, радостно прыгая по сорокоградусному морозцу. Потом порядок сменился на более гуманный: из города выезжает автобус свободно – ну разве что иногда остановят и пройдут или протолкаются по салону с автоматом наперевес, сурово глядя из-под казенной ушанки. Зато на обратном пути, на въезде в рай, автобус отрыгивает пассажиров на «этой» стороне, и они бегут, разъезжаясь ногами по снегу, льду или грязи предъявлять свой пропуск согласно номеру кабинки. Автобус тем временем въезжает в зону сурового контроля и счастье тем, у кого специальное разрешение не выходить для проверки – их проверяют там, внутри автобуса. Этой привилегией пользовалась и я, когда была сильно беременна. Еще можно было пропуск забыть дома, и тогда - за неимением мобильных телефонов - приходилось уповать только на то, что 1. у тебя есть друзья, 2. друзья едут с тобой в одном автобусе, и 3. они тебе действительно друзья, и поэтому потащатся к тебе домой с твоим ключом искать забытый тобой в кармане вчерашних штанов пропуск.

Вот она, граница - правда, не совсем "та" - это выход к реке и на пляж. Не сезон, конечно.
barbed_wire

Река, зима, привычная среда обитания. Теперь, надеюсь, понятно, почему я так равнодушна к снегу?
river2

На этом на сегодня все, воспоминания отвоспоминались, пошла жить полноценной реальной жизнью. Всем привет.

Date: 2012-09-20 12:29 pm (UTC)
From: [identity profile] katerinas.livejournal.com
нда. познавательно :)
на картинке, обозванной "выход.." не обнаружила выхода.

Date: 2012-09-20 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] hohkeppel.livejournal.com
Сам, собственно, выход фотографировать запрещено:) Во всяком случае, было запрещено.

Date: 2012-09-20 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] zelenyi-rassvet.livejournal.com
Интересно)

Date: 2012-09-20 01:13 pm (UTC)
From: [identity profile] hohkeppel.livejournal.com
А уж как интересно там было жить...в голове-то колючая проволока и по сей день буйствует.

Date: 2012-09-20 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] bergberg.livejournal.com
Мои родственники живут примерно в таком же почтовом ящике. Ох, как они гордились этим в былые годы! называли его "наш соц. город". И свято верили, что соцЫализм должен быть именно таким - с докторской колбасой и сапогами.

Date: 2012-09-20 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] hohkeppel.livejournal.com
Мои родители почему-то не гордились, папа все ждал, когда "придут и сами все дадут", так и прошли все профсоюзно-заводские блага мимо семьи. В партии (понятно какой) тоже не состоял, тихо жили под плинтусом "как все", тихо все и всех ругали на кухне, так что убежденной социалисткой и тем паче коммунисткой мне стать не довелось. Еще в пионЭры хотелось, а в комсомол уже загнали, ибо разнарядка. Но по сравнению с облцентром "почтовские" считались да, счастливцами этакими, и многие, я знаю, внутри себя так и ощущали - почти небожителями.

Date: 2012-09-20 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] kolibry108.livejournal.com
Хвастать нечем, но я тоже помню времена динозавров. Сама выросла в благословенном Днепропетровске. Благословенном потому, что там без устали почковались правители мира нашего социалистического. А посему в магазинах были и сыры (именно во множественном числе) и колбаса всякая вареная . А уж полукопченую и твердокопченую все «доставали». Объяснить этот термин современным детям не могу.
И помню шок, когда мы впервые (еще девчонками) приехали в Керчь и столкнулись с невероятными очередями …за бутербродами с колбасой!
Как ни странно, приятно встретить человека, который это помнит и понимает. Как динозавр динозавра.

Date: 2012-09-20 04:45 pm (UTC)
From: [identity profile] hohkeppel.livejournal.com
"Доставать"! Как же! Помним-помним, да. "Завсклад-директор магазын - уважаемые люди"- смысла райкинского монолога мои дети тоже, слава Богу, не понимают. Керчь - тоже помню, меня туда мама вывозила бороться с диатезом каждое лето. Очереди за всем - хлеб, молоко, билеты домой, колбасы, кажется, не было в природе, зато была дефицитная вода пепси и кукурузные палочки! "углубилась в воспоминания"

Date: 2012-09-22 07:25 am (UTC)
From: [identity profile] kolibry108.livejournal.com
Про кукурузные палочки вспомнила и смеюсь. Сказала своей дочери, увидев пачку палочек: «Вот это было лакомством в моем детстве. Каждый «доставший» выходил во двор с пакетом палочек и угощал дворовых друзей. И становился героем дня!» Дочь не поверила…

Date: 2012-09-21 04:13 am (UTC)
From: [identity profile] ota-elena.livejournal.com
когда я первый раз попала в северск - была в шоке! машина времени существует!!! старая часть города как будто застыла в 50х...
живу уже здесь 6 лет, единственный плюс- кварплата меньше,да и воду горячую отключают на несколько дней)))

Date: 2012-09-21 10:42 am (UTC)
From: [identity profile] hohkeppel.livejournal.com
А в мои далекие времена горячую воду вообще не отключали почти никогда, я не ценила, потому что не с чем было сравнивать:) А как там - сталинские постройки не снесли? Вот это чудное вокруг Дома культуры, где отпиленная голова Павки Корчагина на столбе?

Date: 2012-09-21 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] ota-elena.livejournal.com
сталинские дома стоят, красивые такие. Голова Корчагина???? О! даже и не знала что там такое есть. надо уточнить. может быть уже и нет. А дом культуры - это который Островского?

Date: 2012-09-21 07:19 am (UTC)
From: [identity profile] guronka.livejournal.com
для меня снег тожебыл привычной средой обитания. И все равно я по нему ностальгирую. Именно вот по такому бескрайне чистому...

Date: 2012-09-21 10:40 am (UTC)
From: [identity profile] hohkeppel.livejournal.com
Хорошо тебе там в тепле ностальгировать. А я тут почти все время мерзну, в доме холодно, вне дома холодно, а когда еще и снег, а к нему прилагаются чудные извилистые дороги и неумелые водители, в том числе и я ...нуегонафик, этот снег.

Date: 2012-09-21 10:47 am (UTC)
From: [identity profile] guronka.livejournal.com
ну так как ты это описываешь, то и правда, нуегонафик :)

Date: 2012-09-21 08:25 am (UTC)
From: [identity profile] mama-talita.livejournal.com
Неужели правда школа имени Павлика Морозова? Я бы на месте родителей побоялась туда детей отдавать :)

Date: 2012-09-21 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] hohkeppel.livejournal.com
:) Куда ж деваться - школа через дорогу. Потом, правда, уже в 90-е, отменили Павлика, снесли бюст, и моя дочь уже училась просто в школе нумер..

Date: 2012-09-23 07:58 pm (UTC)
From: [identity profile] tajno.livejournal.com
Уже сейчас мы себе динозаврами кажемся, если такие вещи помним, а представляешь, что будет, когда мы действительно динозаврами станем (если доживем, конечно). Я вообще ухватила лишь самый кончик той эры - успела один год побыть пионЭркой, но помню-помню, всё помню..

Date: 2012-09-23 08:05 pm (UTC)
From: [identity profile] hohkeppel.livejournal.com
Боюсь и представить. Будем мемуары писать, ненаучную такую фантастику. Свидетели эпохи-хи-хи.

Profile

hohkeppel: (Default)
Elena Ploetz

March 2026

S M T W T F S
1234567
891011121314
151617181920 21
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 23rd, 2026 09:50 pm
Powered by Dreamwidth Studios