hohkeppel: (Default)
[personal profile] hohkeppel
"Как не остановить бегущего бизона...", так и Хохкеппель, прям половодье букв. Конца и края этому безобразию не видно, и это я еще многое выкидываю, ужас как долго я, оказывается, живу. Хорошо, что сейчас начала, а не к семидесяти, как планировала. Хотя сегодня опять уклон в теорию, это подсознательное кочевряжится, я считаю. Ну да ладно.

Довольно поздно, но как-то неожиданно меня настиг вопрос (вообще вопросы меня настигают часто и бьют больно) – а что такое, собственно, «воспитание» и нужно ли оно ребенку вообще? Нужно ли как-то специально, с помощью неких искусственно придуманных и одобренных всякими внешними авторитетами приемов или систем воспитывать в ребенке «что-то» (к примеру, вежливость, уважение к чувствам других, трудолюбие и прочее важное) или достаточно просто с ним жить, его любить, о нем заботиться, отвечать на вопросы, утешать, спорить, объяснять и так далее, а этому «чему-то» он научится сам собой, просто глядя на тебя и поступая, как ты? И как соблюсти баланс интересов себя и ребенка, не впадая, с одной стороны, в мазохистскую жертвенность с демонстрацией миру тернового венца с этикеткой «яжемать» - а, с другой стороны, и не поручая все заботы о чаде кому-то другому, ибо материнство не к лицу современной женщине-профессионалу?

Может ли несчастная в глубине души мать, которая все делает по заветам и советам, но затолкала подальше в подсознание собственные нужды и потребности, воспитать счастливого ребенка? Конечно, нет, ответят на любом интернет-форуме. И обоснуют, почему, и расскажут, что и как надо делать этой матери. А если та же самая несчастная мать искренне считает себя счастливой, потому что воспитала в себе силу воли и делает «как надо» через «не хочу», вот взять ту самую пресловутую «мать-тигрицу» - она что, счастлива? А ее дети? Кто их вообще спрашивал? Нужно ли добровольно отказывать себе и ребенку в сиюминутной радости во имя его успехов в будущем - которое, может, и не наступит никогда?

Эх, и почему я не психолог, или, на худой конец, гуру педагогики. Эти люди отвечают на вопросы подробно, охотно и не задумываясь – они профессионалы. А что, скажите, делать матерям-любителям? Штудировать литературу? Что, всю?! А ребенка куда на это время деть? Чем младше дитя, тем больше оно не любит, когда мать отвлекается от него на всякие глупости вроде компьютера, книги или, хуже всего, какой-то там работы вне его, младенца, досягаемости. И почему, с расцветом феминизма и борьбы за равные права, все еще не отменили такие отжившиe себя процессы как беременность, роды и вскармливание, особенно естественное?

Молчит мироздание, не дает ответа. Вот так и живешь, на свой страх и риск рожая детей, не зная толком, как правильно и что получится.

Но, раз уж речь зашла о счастье матери, которая, оказывется, тоже человек, придется возвращаться к собственным баранам граблям и, любовно их погладив, продолжить эпос.

Без вопросов, однако, опять не обойтись, во всяком случае мне, потому что в детстве, как видно, не был успешно завершен какой-то там этап развития, не случился катарсис и гештальт (уж больно слова красивые) и я головой застряла на неком недопройденном уровне, подобно известному герою «Дня Сурка».

Так вот – брак (или «сожительство» или «отношения», кому что ближе), дети и - чувства. С материнско-отцовскими все более менее понятно, у среднестатистических родителей чувства к детям есть и сохраняются всю жизнь, про патологии мы не говорим. А как насчет чувств родителей друг к другу? Нужны ли они в браке, особенно при наличии детей? Какие? Зачем? Обязательно ли наличие взаимной, простите за банальность, любви и можно ли жить с мужчиной, который любит тебя исключительно трубадурски-платонически, безо всяких постельных пошлостей? Это я уже о себе. Особенно когда ты имеешь в анамнезе первого мужа нетрадиционной, гм, ориентации? И какое отношение все эти вопросы имеют к теме о воспитании, которой я настойчиво пытаюсь придерживаться и которая проливается сквозь пальцы морем лишних слов и бук(о)в?

Какое-то довольно долгое время я упорно запихивала все эти – несущественные - вопросы взад, откуда пришли. Почему? А наверно потому, что сама я - из семьи, которая не распадалась никогда, мама с папой недавно отметили золотую свадьбу, всем на радость и в пример – но с тех самых пор, как я доросла до более-менее сознательного состояния, я знаю – этот брак счастливым не назовешь. Тем не менее – развода глазами ребенка мне лично пережить не довелось, у меня всю жизнь одни и те же папа и мама, которые, хоть и жалуются мне друг на друга последние двадцать лет, тем не менее до сих пор вместе. Я же, в отличие от них, уже. И после первого развода размышлять о возможности второго было просто кощунством и попранием интересов невинных детей в особо циничной форме. Не пьет, не бьет, не гуляет вроде никуда, разве что виртуально, но это недоказуемо и ненаказуемо. И все в дом, да. Чего тебе не хватает?!

Но обо всем по порядку. А то что-то теории много получается.

Первые несколько лет в Германии прошли очень быстро, даже где-то стремительно. После Праги опять привыкать к сонному провинциальному существованию было несколько болезненно, к тому же количество друзей, жаждущих приехать в гости, резко поубавилось и круг общения усох до сугубо семейного. От некоторой скрюченности в финансах я не страдала, потребности приличной космополитеновской девушки у меня и до сих пор не развились, а тогда и я, и все семейство ходило в том, что мне мешками носила Регина, сестра папы Проекта Ф – секонд хэнд. Даже, можно сказать, винтаж. От отсутствия достойных меня, такой умной, занятий я тоже не страдала – и работы было в избытке, и дети скучать не давали, и рисовать я пошла на курсы при местном музее – вообше, была бы шея, хомут найдется, мудрость русская народная.

Папа Проекта Ф тоже разносторонне развивался и дома не сидел – учеба, политическая деятельность, мелкая торговля почтовыми марками по ночам в ибее, да мало ли. Отношения с канадской женой постепенно наладились до такой степени, что она даже привезла нам Проект Д на время своей стажировки в Испании – и ничего страшного не случилось, мексиканская канадка оказалась маленькой сеньорой с печальными глазами и медленным чувством юмора, в пятилетний на ту пору Проект Д мы все влюбились прямо на месте и навсегда, так что никто никого не бил зонтиком по голове, напоминая об ошибках прошлого.

Так что все было куда как хорошо, а стало еще и лучше – референдариат наконец-то закончился и папа Проекта Ф смог устроиться в школу, что снимало ряд материальных ограничений и позволило нам переехать в чудный дом с садом, где у меня был собственный подвал-мастерская, у каждого ребенка по комнате, и даже мои родители, которые по-прежнему влачили лямку русскоязычных гувернеров, получили отдельное помещение повышенной комфортности. Идиллия зашкаливала, а мне становилось все хуже и хуже где-то внутри, слева и снизу - там, где у меня, по всей видимости, помещается то, что я совершенно ненаучно считаю душой.

Date: 2012-02-12 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] ya-exidna.livejournal.com
Жду продолжения!!!
Выражение "мать-любитель" надо запатентовать)))

Date: 2012-02-13 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] hohkeppel.livejournal.com
Слушай, почему никто не додумался патентовать неологизмы? Представь, хочешь напечатать "афтар жжот" - а тебе программа дулю и яндекс-кошелек, дескать, заплатите сперва автору выражения, а потом и употребляйте. Каково?

Date: 2012-02-13 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] ya-exidna.livejournal.com
*мечтательно: ароматные моющие средства... турецкие домохозяйки... :)))

Date: 2012-02-12 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] guronka.livejournal.com
эхъ, чувствую, что наступает время большого семейного ба-баха и распада ячейки...

Date: 2012-02-12 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] hohkeppel.livejournal.com
Эх ты, спойлер!:) хотя сюжет не нов и предсказуем.. "испуганно" Так шо, уже на этом и остановиться, раз и так все ясно?:)

Date: 2012-02-12 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] guronka.livejournal.com
не-не, хочу убедиться, что не одна такая (вот какое бы слово подобрать, не знаю даже) ээээ, мечтательница?

Date: 2012-02-12 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] tajno.livejournal.com
Правильно, воскресенье - тоже день. За что его лишать любимого сериала?

Я даже не знаю, что мне больше нравится - само содержание, идейный посыл, так сказать, или его виртуозное словесное воплощение. Наверное, именно в сочетании.

Date: 2012-02-12 09:12 pm (UTC)
From: [identity profile] katerinas.livejournal.com
похоже, что ровная жизнь просто не нравится героине повествования :)
я тут, в свежем спрошу, а то комменты теряются.
почему ты Л. не перевела в обычную чешскую школу, когда деньги на частную заканчивались?
а с какой стати вы должны были давать девочке (в случае рождения вместо проекта Ф) фамилию с добавлением "-ова"? да и еще обязательным порядком. Почему просто папину нельзя? И как? Например, мальчик - "Шульц", а девочка "Шульцова"?
Edited Date: 2012-02-12 09:13 pm (UTC)

Date: 2012-02-13 04:20 am (UTC)
From: [identity profile] hohkeppel.livejournal.com
Отвечаю:)
1. Отдавать в чешскую смысла не имело, поскольку в Чехии никто из нас жить долго не планировал, к тому же чкшским ребенок не владел почти совсем. ОТдавать на пару месяцев, когда мы уже знали, что переедем? зачем?
2.со стати чешских законов. просто папину было нельзя - именно Шульцова было бы в свидетельстве о рождении, родись Проект Ф девочкой. Так нам объяснили официальные лица при подписании декаларации, а с официальными лицами спорить чревато. По-моему, этот документ у меня не сохранился, вроде как обменяли его в свое время на свидетельство, а может - и хранится еще у папы, хотя вряд ли, у него свои приключения с многократынми переездами, женами и детьми:)

Date: 2012-02-13 07:29 am (UTC)
From: [identity profile] katerinas.livejournal.com
1. теперь понятно. как все стремительно разворачивалось!
2. ну надо же! интересно еще и в культурологическом смысле. чехи - затейники какие.

Date: 2012-02-13 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] ya-exidna.livejournal.com
Извините, что вмешиваюсь! :)
Это еще ничего, я у кого-то читала, что в Швейцарии (если не ошибаюсь) ребенку дают фамилию матери - и была потом та еще заморочка у мальчика с фамилией типа "Иванова".

Date: 2012-02-13 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] hohkeppel.livejournal.com
Ничего-ничего, мы и сами куда хочешь вмешаемся. Вполне верю, что-то подобное где-то слышала. Я долго носила фамилию первого мужа, а она кончается на -ская, и некоторые немцы, не разобравшись, иногда пытались моего сына назвать Ф. Л....-ская. Угу.

Date: 2012-02-13 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] katerinas.livejournal.com
это часто бывает в странах, где нет гендерного различия в фамилиях - Смит так Смит, Коль, так всё семейство Коль :)
Если мать-одиночка со славянской фамилией за границей рождает мальчика, то тут конечно надо быть готовой к тому, что фамилия один-в-один списывается с ее паспорта :)

Date: 2012-02-16 12:28 am (UTC)
From: [identity profile] she-do.livejournal.com
и в германии то же самое.
когда у меня родился сын, ему тут же прособачили мою фамилию из двух частей(я выходя замуж отличилась оригинальностью, оставив свою девичью фамилию и добавив к ней фамилию мужа), первая часть как раз с окончанием -ина. мы потом конечно исправили, заодно пробежались...

Date: 2012-02-16 06:54 am (UTC)
From: [identity profile] ya-exidna.livejournal.com
Представляю себе те пробежки! :)))
Мне тоже пришлось побегать - не по такому поводу, правда, но тоже из-за буковок в фамилиях-именах. :)

Date: 2012-02-13 05:05 am (UTC)
From: [identity profile] irishka-asia.livejournal.com
удивительно-замечательная завязка!
сейчас бахнет?))

Date: 2012-02-13 06:10 am (UTC)
From: [identity profile] hohkeppel.livejournal.com
Еще как. Ждите жертв и разрушений.

Date: 2012-02-17 06:22 pm (UTC)
From: [identity profile] sova1509.livejournal.com
"...чудный дом с садом, где у меня был собственный подвал-мастерская, у каждого ребенка по комнате, и даже мои родители, которые по-прежнему влачили лямку русскоязычных гувернеров, получили отдельное помещение повышенной комфортности....", то - еще ладно. Но, главно дело: "папа Проекта Ф разносторонне развивался и дома не сидел – учеба, политическая деятельность, мелкая торговля почтовыми марками по ночам в ибее, да мало ли. Отношения с канадской женой постепенно наладились до такой степени, что она даже привезла нам Проект Д на время своей стажировки в Испании – и ничего страшного не случилось, в Проект Д мы все влюбились прямо на месте и навсегда,.."

Н-н-н-ну-у-у... И чего ж оно "несмотря на" - бабахнуло? Нипанимаю!! ))

Profile

hohkeppel: (Default)
Elena Ploetz

March 2026

S M T W T F S
1234567
891011121314
151617181920 21
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 27th, 2026 09:27 am
Powered by Dreamwidth Studios