hohkeppel: (Default)
[personal profile] hohkeppel
Не столько про перевод, сколько про туберкулез, наболело, хоть и не в буквальном смысле. Прекрасное в конце опять не по теме, но символизирует мое сиюминутное настроение - синее, непонятное и далекое от окружающей действительности.
Степан Рольфыч хворают - все знают, что такое простуженный мужчина в доме? Вот то-то. Это мрак, озноб и конец света в отдельно взятой деревне.

Очень хочется писать весело, чтоб читатель заливисто смеялся, утирая обильные слезы, звал к монитору всех домашних, включая кота и рыбок, или тихо пускал утренний кофе через нос в попытках прекратить ржать на работе. Но так смешно писать я не умею, я все больше мрачное, экзистенциальное и о болезнях. Вот и сейчас...

Противотуберкулезный контроль – это, если разобраться, тоже очень весело, если не касается лично тебя или твоих близких и родных. Вопреки представлениям общественности про чахотку как болезнь кашляющих из подворотни бомжей и хилых девиц русской литературы 19 века, туберкулез - вещь до сих пор обыденная, распространенная и процветает не только в странах субсахарной Африки и далеких индийских трущобах.

Неправильно думать, будто туберкулезом болеют исключительно низы общества или глупые необразованные люди, пренебрегающие элементарными правилами гигиены. Туберкулезная палочка есть везде – это факт - и наличие или отсутствие у вас лично комфортного места жительства, высшего образования и способности критически воспринимать содержимое френдленты ее нисколько не волнует. Волнует ее только одно – состояние вашей иммунной системы, на предмет – пропустит или нет, а если пропустит, то задавит сразу или даст пожить. И если даст – то как долго.

А знаете ли вы, что большинство несчастных, заполучивших себе ВИЧ, умирают не от таинственного СПИДа, а от банального туберкулеза?

А известно ли вам, что туберкулез – это необязательно натужный кашель с кровохарканьем (извините, если кто завтракает) и что бывает туберкулез всего – почек, костей, позвоночника, менингит, в конце концов?

А говорили вам, что кашель дольше двух недель – особенно так называемый «мокрый» - в сочетании с легким, но постоянным подъемом температуры, потливостью по ночам и общей некоторой недужностью – уже хороший повод сходить к врачу и провериться на предмет наличия или отсутствия активного заболевания как раз этим самым – туберкулезом? Потому что именно нераспознанная болезнь и опасна. Тем, что больной, сам о том не подозревая, сеет вокруг себя не слишком разумное, но относительно вечное – туберкулезную бактерию, которая много и с удовольствием витает в воздухе, которым-таки дышат родные и близкие. Среди которых могут быть не только веселые здоровяки, но и хилые слабаки, а также маленькие дети, кторые свою иммунную систему еще недостаточно укрепили, скажем, детским садом.

Страшно? Нет? Тогда я еще понагнетаю немножко.

Однажды, уже в Германии, случилось мне попасть в больницу с воспалением легких. И, как честный человек, поделилась я с врачом самым интимным – что доводилось мне общаться с больными туберкулезом, а также в лабораториях бывать. А значит, в принципе, возможность заражения («латентной инфекции», если по-умному) не исключена. Врач покраснел, побледнел и назначил сдать мокроту на анализ. Мокрота – это понятно, да? То самое, что внутри булькает при сильном бронхите, например. В тот момент я сильно пожалела о своей болтливости, потому что мокроты у меня никакой и не было. Поэтому я, подумав немного о том, что существуют способы ее, э-э-э...отсосать и о том, что испробовать их на себе мне совершенно не хочется, решила рискнуть и в пробирку просто сплюнула. Ага, слюной, как до той самой эпохи.

Про результат анализа мне ничего не сообщили, из чего я делаю вывод – в той лаборатории о туберкулезе сроду никто не слышал, анализ они делать не умеют и слюну от мокроты отличить не в состоянии. О чем это говорит? Правильно, противотуберкулезного контроля у немцев нет, он отмер за ненадобностью.

За пятнадцать с гаком лет и множества переведенных туда-сюда сведений о туберкулезе и всем, ему сопутствующем, у меня сложилось кое-какое свое личное представление об этой болезни. Естественно, чисто теоретическое, хотя и с больными туберкулезом я наобщалась достаточно, чтобы понять – это серьезно, от этого умирают. Но умирают вообще-то все, по всяким разным поводам. Главное – цель себе поставить.

Тут, скорее, речь идет о таком понятии как «качество жизни».

Первое, что слышишь от любого иностранного борца с туберкулезной палочкой – это красивый и задорный лозунг «Туберкулез излечим!» И это правда. Вопрос только в том, что считать излечением. И на эту тему российская и западная школы бьются копьями насмерть уже добрые десятилетия. Кто из них прав, я не знаю, но подход «лечить до самого конца» мне как-то не очень нравится. Мне бы лично хотелось выздороветь.

Начать с того, что фтизиатрия как особая отрасль медицины в том виде, в каком она существует у нас – на «их» абстрактном западе, то есть в индустриально развитых странах, по нашим меркам, не развита вовсе. У «них» туберкулезом занимается врач общей практики, аналог нашего терапевта, и мощной индустрии под названием «противотуберкулезный контроль» нет как таковой, потому что количество больных незначительно, к тому же большинство из них – иммигранты из стран индустриально не очень развитых. К которым почему-то относится и Россия, извините.

Зато именно в России как раз есть отличная система противотуберкулезного контроля, с отличной программой распила ресурсов борьбы с туберкулезом, отличной системой подготовки специальных врачей и медсестер, отличной научной школой и отличными профилактическими программами охвата всех и вся, включая да, прививки Манту и БЦЖ, о пользе которых нет единого мнения ни у кого вообще. То есть никакого туберкулеза у нас не должно быть в принципе, так отлично мы умеем с ним бороться.

При этом упрямая статистика, в достоверности которой я, правда, из застарелой привычки сомневаться во всем, сомневаюсь, все последние 20 лет говорит об одном – дело, дорогие товарищи, обстоит из рук вон плохо, народу болеет все больше, устойчивость палочки к лекарствам все выше, ну а как там все на самом деле, я не проверяла.

А виноват в этом кто? Медики вам подробно расскажут. Во-первых, сами больные, однозначно. Они, заразы такие, не хотят лечиться, лежать в больнице, ходить в поликлинику на прием и вообще посвятить остаток жизни лечению. В то же время они, заразы такие, привыкли думать, что об их драгоценном здоровье должно заботиться государство и здравоохранение, а врачи все равно убийцы в белых халатах и эту вашу химию они, больные, глотать не обязаны. И где-то эту точку зрения можно понять. Поскольку туберкулезную палочку интересуют в первую очередь экземпляры с расшатанной иммунной системой, ее жертвы – как раз те самые бомжи, а также алкоголики, наркоманы, обнищавшее по разным причинам население, которое поэтому не ведет самый здоровый образ жизни, еще больные всякими другими болезнями типа диабета, еще подверженные сильным стрессам трудоголики и все, кто в момент встречи с палочкой сильно не в форме. И этим больным, особенно тем, кто бомжи и алкоголики, в массе своей глубоко наплевать, куда и зачем они кашляют– у них вообще-то другие проблемы в жизни, а кашель – ну что кашель?

Во-вторых, горячо скажут наши медики, особенно те, кто долго жил под советской властью - виноваты те, кто развалил нашу самую лучшую в миру систему отлова больных, известную под названием профосмотр. Не знаю, кто там ее развалил, но то, что на нее нету денег и других средств – тоже факт. Про то, что денег и средств также нету и на многое другое в этом государстве, лучше умолчать, ибо тогда придется лезть в дебри экономики, политики, станет совсем не смешно и даже, о ужас, может разразиться холивар или, по-простому, «срач в коментах». А это мне лично не надо.

В-третьих, скажут наши медики, дайте нам уже хорошие качественные лекарства и вообще дайте все, что отобрали по пункту второму, и мы вылечим всех, кто еще поддается лечению, потому что годы использования антибиотиков как попало принесли, наконец, свои плоды – бактерии ими объелись и мутировали до такой степени, что отпинывают лекарство ногой и размножаются дальше.

Ну и тюрьма. О ней позже.

Хотя вот с этого места вернусь я, пожалуй, из теории обратно в свое туманное прошлое и продолжу о лично пережитом. Заходы в общие любительские рассуждения и размышления за жизнь еще будут, даже не сомневайтесь.


Page generated Mar. 24th, 2026 07:15 am
Powered by Dreamwidth Studios